Изначально это Портфолио было опубликовано в журнале Jump Point 5.11.
Вы можете внимательно рассматривать один из экстравагантных выставочных павильонов с кораблями в Прайме или торговаться в подсобке дилера подержанных кораблей в Адриане, но в какой бы части Империи вы ни совершали покупки, всегда существует одна практически универсальная вещь – «Руководство Уитли». Многие считают его основным источником беспристрастной и точной информации и обзоров, посвященных тысячам различных кораблей, орудий и компонентов, которые только можно найти в ОЗИ. Когда люди решают, подойдет ли им какой-то определенный компонент, зачастую они в первую очередь обращаются именно к «Руководству Уитли». Сегодня рейтинги Руководства можно встретить где угодно, однако вы удивитесь, если вспомните, что Сэл Уитли начал публиковать свое руководство меньше ста лет назад.
ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД К УИТЛИ
Дарби Келич однажды сказал, что если бы вы провели день, слоняясь вокруг их с Сэлом Уитли ремонтной мастерской, у вас могло сложиться первое впечатление, что Сэл ненавидел корабли. Механик был хорошо известен тем, что ругался над сломанными частями и возмущался на тему «идиотски» спроектированных кораблей. Но Дарби объясняет это так: «если Сэл всегда казался озлобленным, то это лишь от большой любви к своему делу. Проработав механиком почти сорок лет, он лучше других понимал, как устроены корабли. Поэтому ему было реально больно смотреть на халтурные решения, примененные в целях экономии, или низкое качество работы.»
Суда, которые пара механиков обслуживала в своей мастерской в Одине, находились в тяжелом состоянии, поскольку жесткие местные условия приводили к экстремальному износу деталей. За десять лет работы механиком Уитли многократно становился свидетелем повторяющихся провалов определенных брендов и моделей, из-за чего выработал твердое мнение о том, какие корабли и компоненты следует приобретать и использовать его клиентам. Зачастую клиенты сперва консультировались с Уитли перед покупкой очередного оборудования, чтобы узнать, соответствует ли выбранная деталь его стандартам.
Уже довольно скоро молва о нем распространилась за пределы системы, и люди, которых он никогда прежде не встречал, начали выходить с ним на связь и просить рекомендации. Ситуация настолько осложнилась, что Сэл пригрозил закрыть мастерскую и уехать подальше, чтобы только люди оставили его в покое. Но у Дарби возникла другая идея. Если люди так сильно желали знать, что думает Сэл, почему бы ни записать его мысли на бумаге и ни выставить на них цену.
УМНЫЙ С ПОЛУСЛОВА ПОНИМАЕТ
Чтобы оформить первую версию своего руководства, Уитли потребовалось три месяца работы между сменами в мастерской. Там рассказывалось о космических кораблях, энергоустановках и системах охлаждения. Руководство вышло 21 июня 2856 года и не имело ни картинок, ни даже формального заголовка, однако энтузиастов по всей вселенной привлек прозаичный и основанный на фактах стиль изложения Уитли. Методичный и ориентированный на погружение в подробности Уитли не только скрупулезно разобрал все параметры каждой детали, но и кратко суммировал общие рабочие характеристики кораблей или компонентов. К общему удивлению Сэла и Дарби, первый месяц продаж Руководства превзошел по выручке работу самой ремонтной мастерской.
К 2859 году Уитли опубликовал ещё две версии Руководства и начал всё свое рабочее время посвящать написанию статей и обзоров. Популярность «Руководства Уитли» выросла до такой степени, что производители начали предлагать Сэлу для обзора бесплатные образцы деталей в надежде увидеть их в новом номере, однако Уитли неукоснительно отвергал все предложения. Ему было важно оставаться максимально независимым, чтобы никто не мог обвинить его в предвзятом отношении к какому-то конкретному производителю. Вместо этого он искал и приобретал бывшие в употреблении детали, предпочитая оценивать именно их, а не новенькие заводские модели. «Кому какое дело, на что похожа совершенно новая деталь? Что произойдет с ней через шесть месяцев эксплуатации, через год, через пять лет – вот что действительно важно», – объяснял Уитли в интервью Long Haul Quarterly в 2876 году.
По мере продолжающегося роста Руководства в двери Дарби и Сэла начали стучаться не только производители. В 2860 году Светлана Галливан из издательства Gallivan Publishing обратилась к паре с предложением приобрести права на публикацию руководства. По её концепции оно должно было превратиться в сброшюрованный том с рисунками, схемами и диаграммами. Уитли согласился подписать договор на пять томов при условии, что он будет иметь редакторский контроль над всеми материалами.
Однако Дарби решил, что ему пришла пора уйти, и предпочел продать свою долю. «Я уже действительно начал скучать по работе простого механика», – объяснял Дарби. – «Но всё же очень приятно осознавать, что ты помог создать нечто особенное.»
БУДУЩЕЕ В МАГАЗИНЕ
Отношения с Gallivan Publishing продлились значительно дольше пяти лет. К концу своей карьеры Уитли выпустил из-под редакции без малого сто номеров одноименного руководства. Основное издание развилось и стало покрывать практически каждый элемент корабля, включая орудия и ракеты. Но кроме этого Галливан также начала выпускать специальные версии Руководства, в детальных подробностях описывающие какой-то конкретный компонент. Номер «Руководства Уитли» об энергетическом оружии стал самым продаваемым изданием в 2865 году. Чтобы не отставать от объема, Уитли нанял команду писателей, хотя и продолжил лично проверять результаты их работы. «Если я собираюсь поставить свое имя на чём-то, можете быть уверены, я прочитаю весь содержащийся там материал», – сказал Уитли в одном интервью.
Но хотя Светлана и поддерживала настойчивое требование Сэла лично контролировать каждое издание, пускай даже такой подход и ограничивал объемы выпускаемых руководств, другой вопрос чуть было не привел к расколу в их сотрудничестве.
Производители оборудования обратились к Галливан с просьбой разрешить им использовать полученный от «Руководства Уитли» рейтинг в рекламе своей продукции. Сэл выступил против. Он беспокоился, что такой маркетинг может сформировать у аудитории ложное впечатление, будто бы Руководство отдало предпочтение этому продукту. Однако Светлана стояла на своем. Она утверждала, что компании будут делиться лишь той информацией, которую общественность и так может найти в Руководстве. Первое рекламное объявление, прямо ссылающееся на «Руководство Уитли», было выпущено в 2867 году для квантовых двигателей Tarsus Expedition. С этого момента такая практика расширилась. В 2872 году сеть по перепродаже компонентов Dumper’s Depot начала включать рейтинг «Руководства Уитли» для каждой продаваемой ими детали. Владелец одного из магазинов заявил, – «Это также помогает людям экономить время, поскольку они всё равно стоят тут и ищут эти рейтинги». К 2880 году «Руководство Уитли» прочно закрепилось в общественном сознании как беспристрастный доверенный ресурс, освещающий всё, что относится к космическим кораблям.
ИЗМЕНЕНИЕ В РЕЙТИНГАХ
Даже после смерти Сэла Уитли в 2886 году Руководство осталось для людей по всей Империи неотъемлемым и важным ресурсом, хотя без своего создателя во главе оно пережило некоторые трудности. Когда не стало Сэла, Руководство первое время начало принимать от производителей тестовые образцы, а также обозревать детали до момента их публичного релиза. И хотя новые редакторы пытались придерживаться заданных основателем стандартов, в 2895 году состоялось разоблачение рейтингов за последние десять лет, которое показало склонность Руководства отдавать предпочтение компонентам и кораблям, произведенным компаниями с Терры. Это привело к обвинениям в неправомерных действиях, поскольку издательство Gallivan Publishing также находилось на Терре. «Руководство Уитли» заявило, что это просто случайное совпадение без какой-либо причинно-следственной связи, но чтобы доказать свою истинную независимость, они вернулись к первоначальной политике Сэла.
И всё же, несмотря на это недоразумение, высокое доверие людей к публикациям сохранилось. А некоторые недавние изменения в Руководстве были встречены большим успехом. Издание продолжило расширяться в новых направлениях, и в 2910 году «Руководство Уитли» выпустило свой первый номер, посвященный индивидуальной броне и вооружению. Они даже пробовали экспериментировать с обзорами ресторанов, однако в таком формате вышло лишь одно специальное издание.
Также довольно высокую популярность снискал ежемесячный журнал, выпущенный в качестве дополнения к основному Руководству. На протяжении без малого стал лет «Руководство Уитли» продолжает оставаться полезным инструментом для потребителей благодаря обширному объему предоставляемой информации. Трудно представить, как выглядели бы покупки в ОЗИ сегодня без их советов.
Перевод: H_Rush